Slider

Армянские и русско-армянские свадьбы, юбилеи и другие праздники

Тамада Роман Богдасарян армянский
Тамада Роман Богдасарян армянский
Тамада Роман Богдасарян армянский
Тамада Роман Богдасарян армянский
Состав
Цена за вечер
Ведущий (один без музыки) 25-35т.р.
Ведущий и диджей (двое с оборудованием) 25-45т.р.
Армянские музыканты (один) 15-20т.р.
podrobnee7
Тамада Эдгар Амбарцумян армянский
Тамада Эдгар Амбарцумян армянский
Тамада Эдгар Амбарцумян армянский
Тамада Эдгар Амбарцумян армянский
Состав
Цена за вечер
Ведущий (один без музыки) 20-35т.р.
Ведущий и диджей (двое с оборудованием) 35-45т.р.
Армянские музыканты (один) 15-25т.р.
podrobnee7
Тамада Артур армянский
Тамада Артур армянский
Тамада Артур армянский
Тамада Артур армянский
Состав
Цена за вечер
Ведущий (один без музыки) 15-25т.р.
Ведущий и диджей (двое с оборудованием) 25-35т.р.
Армянские музыканты (один) 15-20т.р.
podrobnee7
Тамада Арарат армянский
Тамада Арарат армянский
Тамада Арарат армянский
Тамада Арарат армянский
Состав
Цена за вечер
Тамада-диджей (один с оборудованием) 15-20т.р.
Ведущий и диджей (двое с музыкой) 20-30т.р.
Армянский певец или музыкант 15-20т.р.
podrobnee7
Давойс - шоумен, певец, тамада, ведущий
Давойс - шоумен, певец, тамада, ведущий
Давойс - шоумен, певец, тамада, ведущий
Давойс - шоумен, певец, тамада, ведущий
Состав
Цена за вечер
Ведущий (один без музыки) 20-30т.р.
Ведущий и диджей (двое с оборудованием) 35-40т.р.
Армянский певец (за одного) 20-25т.р.
podrobnee7
Фотографы
Фотографы
Фотографы
Фотографы
Состав
Цена за 1 час
Фотограф (один) 1-1,5т.р.
Пара фотографов (двое)  2,5-3т.р.
Фото-видеооператор (один) 2,5-3т.р.
podrobnee7
Видеооператоры
Видеооператоры
Видеооператоры
Видеооператоры
Состав
Цена за 1 час
Видеооператор (один) 1,5-2т.р.
Пара видеооператоров (двое) 2,5-3т.р.
Видео-фотооператор (один) 2,5-3т.р.
podrobnee7
Сценарий армянской свадьбы
Сценарий армянской свадьбы
Сценарий армянской свадьбы
Сценарий армянской свадьбы
Состав
Цена за 1 шт.
Составление сценария при заказе ведущего бесплатно
Готовый сценарий армянской свадьбы бесплатно
Составление сценария без заказа ведущего 5т.р.
podrobnee7
Армянский музыкальный коллетив
(армянские музыканты с армянскими песнями и музыкой)
Татарский ансамбль
Татарский ансамбль
Татарский ансамбль
Татарский ансамбль
Состав
Цена за вечер
Армянкий музыкант-певец (один) 20-25т.р.
Квартет: 2 синтезатора, кларнет, барабан 80-100т.р.
 
Армянский танцевальный коллектив
(армянские танцоры, исполняющие армянские танцы)
Армянский танцевальный коллектив
Армянский танцевальный коллектив
Армянский танцевальный коллектив
Армянский танцевальный коллектив
Состав
Цена
2 танцора на 40 минут (3 танца) 25т.р.
6 танцоров на 40 минут (3 танца) 60т.р.
 
Армянские рестораны Москвы и области
(рестораны с армянской кухней)
Рестораны с армянской кухней и армянским интерьером
Рестораны с армянской кухней и армянским интерьером
Рестораны с армянской кухней и армянским интерьером
Рестораны с армянской кухней и армянским интерьером
Состав
Цена
Банкетный счет с человека 2-2,5т.р.
 
Армянские торты и выпечка
(армянские торты ручной работы)
Эксклюзивные армянские торты ручной работы на заказ в Москве и Московской области
Эксклюзивные армянские торты ручной работы на заказ в Москве и Московской области
Эксклюзивные армянские торты ручной работы на заказ в Москве и Московской области
Эксклюзивные армянские торты ручной работы на заказ в Москве и Московской области
Состав
Цена за кг
Торт с армянскими текстами и символикой 2-3т.р.
 
Декор зала в армянском стиле
(оформление и украшение зала на армянскую свадьбу или праздник)
Украшение зала в армянском стиле
Украшение зала в армянском стиле
Украшение зала в армянском стиле
Украшение зала в армянском стиле
Состав
Цена
Комплексный декор зала от 4,5т.р.
 

Организация и проведение армянских свадеб, трндез в Москве со всеми традициями, обычаями и обрядами армянского народа, если жених или невеста армяне, музыкой и песнями на армянском языке

Обычаи и традиции семьи и брака в Армении.

Брак. В традиционном гердастане устройство брака выходило за рам­ки одной семьи и затрагивало интересы всего родственного коллектива. В экзогамном азге брак у армян допускался между родственниками не бли­же седьмого колена. «Запретный брачный круг совпадал с границами азга, члены которого независимо от числа поколений считались родственниками». (Нормы обычного права не всегда совпадали с нормами церковного законодательства. В Средневековье запрещались бра­ки между ближайшими родственниками до четвертого колена. В исключительных случаях допускались и между более близкими родственниками с разрешения Католикоса, однако осуждались об­щественным мнением. Запреты касались также свойственников: степень их свойства должна была быть не ближе пятого колена. Не допускались браки двух сестер с двумя родными братьями, между молочными братьями и се­страми, с представителями семьи посаженого отца и его потомками. Огра­ничения касались религиозной принадлежности: браки армян с мусульмана­ми резко осуждались, редкими были браки между армянами-католиками и армянами-григорианами. Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше: считалось, что «брак - увеличение семьи, смерть - убыль».
Брак у армян считался нерушимым, и разводы были чрезвычайной ред­костью. Они допускались в исключительных случаях: при недозволенной степени родства супругов, насильственном обручении, неверности одного из супругов. Поводом к разводу было бесплодие жены, поскольку именно рождение детей, т.е. продолжение рода, считалось главным назначением жен­щины в доме мужа. Однако в этих случаях не всегда прибегали к разводу: согласно обычному праву, мужчина мог, наряду с законной бездетной женой, содержать другую с целью иметь потомство.
В брак вступали в раннем возрасте, девочки - в 14-16 лет, юноши - в 17-18 лет и моложе. В прошлом довольно строго соблюдался порядок стар­шинства: более младший по возрасту из братьев (сестер) не мог жениться (выйти замуж) раньше старшего.
Способы заключения брака. Брак по сговору у армян был основной формой заключения брака. Сторона жениха выплачивала стороне невесты выкуп - harsi gin, glxagin (букв."цена головы", "цена невесты"), включавший денеж­ный взнос (в зависимости от состоятельности семьи), определенный набор продуктов (барана, иногда целого быка или часть его, рис, масло, вино, водку и т.д.), подарки невесте и близким родственникам невесты (матери, отцу, брату). Обязательный подарок матери невесты (головной платок, отрез на платье) носил символическое название Kat‘nagin, cicagin (букв. «цена груди», «цена молока. При заключении брака согласие молодых, в особенности девушки, в расчет не принималось.
Довольно распространено было люлечное обручение - ororoc ‘axaz. Скрепляя дружбу двух семей, отец мальчика делал черточками знаки - xaz на колыбели девочки и вешал ей на шею серебряную или золотую монету. Обрученные таким образом дети со временем должны были пожениться.
Путем похищения тоже существовал способ брака. К нему при­бегали в основном в случае, если отказывали со стороны родителей девушки, иногда - и юноши, из-за разницы социального положения семейств (Тер-Саркисянц, 1989. С. 252).
Сватовство. Инициатива в устройстве брака исходила от матери молодого человека. Она собирала сведения не только о характере, трудолюбии и здо­ровье девушки, но и о материальном благосостоянии и репутации ее семьи. Когда подходило время женитьбы сына, через сваху она выясняла у матери девушки, будет ли предложение принято. Узнав об этих намерениях, мать де­вушки советовалась прежде всего со своим родным братом. В дом родителей невесты посылали сватов (patvirak, patgam, patgamaxos, xnamaxos, uznkan) из числа близких родственников-мужчин по отцовской линии. Сваты иносказа­тельно, традиционными формулами сообщали о цели своего прихода: «Мы пришли взять от вашего очага горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага» и т.п. Этикет не позволял родным девушки в первый же приход сватов принять предложение, поэтому те приходили во второй, а иногда и в третий раз.
Когда родители девушки объявляли о своем положительном решении, сватовство приобретало официальный характер: не случайно у армян оно называлось xosk‘ arnel, xoskan - «взять слово», «скрепить слово», hac ‘ Ktrel- «преломить хлеб» и т.д. Тогда же в доме невесты выставлялось угощение. В знак залога, задатка сговор обычно скреплялся подарком (шаль, кольцо или другое украшение для невесты), в связи с чем сам обряд назывался beh tal - «дать задаток» и являлся одним из наиболее важных актов заключения брака.
Обручение. Следующим важным обрядом было обручение или помолв­ка - nsandrek (букв. «ставить знак, метку»). Отец жениха устраивал угощение для приглашенных родственников, кавора, священника, музыкантов. После этого, взяв с собой обручальный подарок - nsan (обычно какое-либо укра­шение - кольцо, браслет, серьги, цепочку с висячими монетами) и несколько sini - больших медных или деревянных подносов со сладостями, сухофрук­тами, головкой сахара, вином и водкой, сторона жениха в сопровождении музыкантов направлялась в дом невесты. Здесь во время праздничной тра­пезы происходил основной акт обряда - вручение обручального подарка невесте.
Был принят также и другой способ обручения, имевший место обычно во время народных праздников, когда мать жениха, предварительно заручившись согласием девушки, чаще всего на Вардавар во время танцев набрасывала ей на голову красный платок и вручала яблоко с воткнутым в него кольцом или серебряной монетой, а в карман насыпала немного сушеных фруктов, или же во время утренней службы в Вербное воскресенье передавала ей свечу с привязанным кольцом.
После обручения оба семейства становились свойственниками - xnami и всячески помогали друг другу. По праздникам из дома жениха в дом невесты посылался поднос со сладостями, напитками и символами плодородия - гра­натом или яблоком. На Пасху нередко посылали ягненка, которого закалыва­ли у порога дома обрученной девушки в качестве пасхальной жертвы - axar.
От обручения до свадьбы проходило от 5-6 месяцев до нескольких лет, что было связано с различными причинами: слишком ранним возрастом же­ниха или невесты, материальными возможностями семейств, отсутствием жениха (если он был на заработках) и т.п. Но обычно этот срок равнялся 1-2 годам. До свадьбы мать невесты могла «тайно» принимать будущего зятя и, по обычаю, угощала его яичницей.
Традиционная свадьба. Традиционная армянская свадьба - harsanik включала ряд обязательных предсвадебных, собственно свадебных и после- свадебных обрядов.
Время проведения. Свадьбу обычно играли осенью или зимой, когда сель­скохозяйственные работы были закончены и урожай собран. Несчастливым месяцем в народе считался и продолжает считаться месяц май: в это время свадеб, как правило, не играют. Предпочитали устраивать свадебное торже­ство на Масленицу, в дни древнего и любимого в народе праздника. Свадьба продолжалась три дня, с пятницы до воскресенья; нередки были случаи, ко­гда она длилась, по образному выражению, «семь дней, семь ночей».
Предсвадебный цикл. Переговоры в доме невесты. За несколько дней до свадьбы в доме невесты решались организационно-хозяйственные вопросы. В присутствии близких родственников с обеих сторон происходили перего­воры, известные как hle Ktrel - «резать путь», tur ev ar - «дать и взять» (в значении торговаться) и др. Во время них назначал­ся день свадьбы, определялось количество различных продуктов, посылае­мых отцом жениха в дом невесты, символический подарок матери невесты - cicagin («цена груди») за то, что она вскормила дочь. В конце переговоров сторона жениха выясняла размеры приданого невесты.
В приданое - bazink’, ozit входили все постельные принадлежности, по­суда, иногда домашний скот. В некоторых регионах в при­даное не давали коровы, чтобы «не выбыло из дома два члена женского рода».
Обряд кройки и шитья. За несколько дней до свадьбы в доме невесты в присутствии близких родственниц с обеих сторон совершался обряд «крой­ки и шитья» свадебного наряда невесты, для чего специально приглашалась женщина-мастерица, а после окончания работы устраивалось угощение.
Обрядовое купание невесты. Накануне свадьбы совершалось торжест­венное купание невесты с участием ее подруг и родственниц, сопровождав­шееся импровизированными песнями и угощением (как правило, яичницей с медом). Помимо магической функции очищения перед вступлением девуш­ки-невесты в социально-возрастную группу зрелых замужних женщин, оно нередко являлось своеобразным обрядом смотрин невесты и оценки ее физи­ческих достоинств.
Выпечка свадебного хлеба. Одним из обязательных обрядов была вы­печка свадебного хлеба также накануне свадьбы и в том, и в другом доме. При просеивании муки и замешивании теста соблюдалась традиционная очередность исполнения действий, начиная от самой старшей из женщин, затем жены кавора, далее остальных участниц. Месили тесто в специальном деревянном корыте - tast, от чего весь обряд получил название tastadrek'- «ставить корыто». В той же последовательности поочередно солили тесто, чтобы и молодуха имела «много дней». Старуха посвящала соль памяти всех родных покойников и просила благословления для молодых. Весь процесс проходил в атмосфере радостного веселья, сопровождавшегося музыкой и плясками многочисленной молодежи из числа родственников и соседей.
Заклание свадебного быка. Торжественное заклание разукрашенного жертвенного быка (на шею вешали гирлянды из яблок) совершалось накану­не свадьбы под звуки музыки и пляски девушек и молодых женщин. При этом жених и кавор клали правую ногу на опрокинутое на землю животное.
Кровью «жертвы», принесенной домовым духам, кавор рисовал крест на лбу жениха, опускал в кровь раскрытый замок или лезвие кинжала и нитку; нитку связывал в узел, замок запирал ключом, лезвие вкладывал в ножны: считалось, что этим «связывались», «запирались», «замыкались» злые духи. Открытие винных карасов. В доме жениха, особенно в винодельческих районах, вечером накануне свадьбы открывались карасы, и вино разлива­лось по кувшинам. Тогда же выбирался и распорядитель свадебного стола - t‘amada.
Посещение кладбища. Перед свадьбой жених с отцом и священником от­правлялись на кладбище, где посещали могилы своих предков; после освя­щения могил, курили ладан. Затем жених с дружками обходили все дома, где в том году кто-либо умер, тем самым испрашивая их благословления на проведение свадебного торжества.
Оформление угла для новобрачных. В доме жениха под руководством жены кавора - каворкин молодые родственницы мукой разрисовывали звез­дами потолок, стены и столбы; считалось, что тем самым молодые будут жить «под благословлением звезд». В обоих домах особо приводился в порядок тот угол, где за занавесом должна была сидеть невеста. Сам занавес украшался различными амулетами и магическими нашивками, оберегавшими невесту от дурного глаза и злых духов.
Свита жениха. Накануне свадьбы жених собирал своих холостых това­рищей на мальчишник - azbanstum, где выбирал свиту дружек-телохраните­лей, называвшихся makar (в Восточной Армении), azab или azap (в Западной Армении). Их предводителем был makarbasi (azabbasi) с атрибутом своей власти - жезлом с прикрепленным к его концу подсвечником со свечами либо саблей (мечом) с привязанной к ней большой восковой свечой. Свита дружек, нередко конная и вооруженная, сопровождала жениха и невесту на всем про­тяжении свадебного цикла. Из свадебных персона­жей со стороны невесты обязательными были «брат невесты» - harsnalber и «сестра невесты» - harsnak‘uyr: оба либо ей родные, либо близкие родствен­ники, но обязательно холостые.
Собственно свадьба. Свадебный клич. Свадьба начиналась обычно в пятницу утром звуками зурны и дхола: мелодия sahari - свадебного клича извещала с крыши дома жениха о начале торжества. Это было общее при­глашение, обращенное ко всему селу. В старину односельчане, заслышав знакомые звуки, собирались на свадьбу. Поименное приглашение на свадьбу вошло в обычай в конце XIX - начале XX в., когда жених с товарищами или один из его близких родственников обходил дома, приглашая гостей.
Кавор. Во всех свадебных церемониях главная роль принадлежит по­саженому отцу - кавору и его жене - каворкин, причем обычно каворство переходило из поколения в поколение. Кавора как наиболее почитаемое и уважаемое лицо отправлялся приглашать в сопровождении музыкантов отец жениха или кто-либо из старших авторитетных членов азга что сохраняется и в настоящее время. Приход каво­ра в дом жениха, куда с утра собирались приглашенные, считался началом свадьбы.
Всю свадьбу сопровождали музыка, песни, пляски, всеобщее веселье как предзнаменование дальнейшей счастливой супружеской жизни молодо­женов.
Обряд одевания жениха. Этот обряд происходил при стечении молодежи из родственников и соседей под звуки зурны и дхола. Жених сидел в окруже­нии дружек, рядом стоял »брат жениха». Священник освящал одежду, шапку и кинжал жениха, лежавшие на широком подносе вместе с нарядом невесты. Одевал жениха кавор, высоко поднимая каждый предмет свадебного наряда для всеобщего обозрения и трижды обводя его вокруг головы жениха под величальные песни и розыгрыши дружек. В неимущих семьях, когда у же­ниха не было собственной чухи, ее брали у родственников или же соседей.
Обрядовое бритье жениха было следующим торжественным обрядом в присутствии кавора, дружек и гостей. Цирюльник постоянно прерывал рабо­ту, ссылаясь на плохое качество бритвы и требуя выкупа. Нередко, выбривая голову жениха своеобразными «грядками», он в шутливой форме каждый раз предлагал присутствующим выкупить одну из них; этот bostan -«огород» жениха «раскупали» его дружки, а также по желанию собравшиеся гости. Этот обряд считался обязательным, и даже если в непосредственном бритье не было необходимости, цирюльник в символической форме трижды лишь касался бритвой лица жениха. В некоторых регио­нах при исполнении этого обряда жених сидел на перевернутой вверх дном корзине, под которую ставилась горящая свеча или зажженный светильник; в других окружавшие жениха дружки держали в руках зажженные свечи. Этот ритуал символизировал посвящение юноши в следующую возрастную груп­пу и являлся отголоском былых инициаций мужских молодежных сообществ.
Во многих районах Армении жениху на груди крестообразно повязывали чересплечник - uskap или kosband из красного (в доме жениха) и зеленого (в доме невесты) платков. На голову жениха обязательно повязывали t‘ag - «венец» или «корону» - цветной широкий шнур с висячими гирляндами или жгут из цветных платков, в котором нередко закрепляли крестик из обмотан­ных красными и зелеными нитками палочек с двумя петушиными перьями. После этого жених назывался t ‘agavor - «венценосец», «царь», невеста же именовалась t‘aguhi -«венценосица», «царица».
«Взятие невесты». Уже в сумерках свадебное шествие отправлялось на harsnar - «взятие невесты». Если невеста была из другого села, приехавших сватов встречали «враждебно», сельская молодежь преграждала им путь, тре­буя «выкупа». Чтобы злые духи не сглазили жениха, справа его охранял ка­вор, слева - «брат жениха», их цепью окружали дружки с зажженными свеча­ми или факелами. Кто-либо из молодежи, приплясывая, нес на голове поднос со свадебным нарядом невесты. При приближении процессии к ее дому, на­встречу выходили родители невесты, родня, соседи. Жена кавора брала под­нос с нарядом для невесты и передавала ее близким родственникам. Невеста в это время сидела за занавесом; жених, кавор и «брат невесты» становились перед ним.
Ближайшие родственники невесты, одаривая жениха и дружек, преподно­сили или в качестве символа плодородия p 'op 'x (luis, car) - «древо жениха» из веток ивы либо кизила и украшенное орехами, изюмом, яблоками и гра­натами, сопровождая эту церемонию специальными обрядовыми песнями и плясками.
Свадебное пиршество в доме невесты продолжалось несколько часов, по­сле чего все расходились, кроме жениха, кавора и «брата жениха», которые оставались здесь ночевать; хозяйка их угощала специально приготовленны­ми блюдами. Вместе с невестой ночевала «сестра невесты».
Обряд одевания невесты. На следующее утро, в субботу, макары и все приглашенные снова собирались в доме невесты, где начинался обряд одева­ния невесты. Ее, сидевшую в окружении подружек, одевала одна из замуж­них женщин, имевшая первенца-сына, но пояс повязывал кавор. При этом он сначала трижды обводил им вокруг невесты и тут же похлопывал ее по спине с пожеланием здоровья и сына-молодца. Наиболее важной частью этого об­ряда была замена девичьей прически и головного убора женскими. Поверх венца жена кавора набрасывала на невесту покрывало.
Венчание. Свадебное шествие направлялось на венчание в церковь, без которого брак считался недействительным. Выходя из дома, жених и неве­ста целовали край очага. В обрядовой практике армян в ряде случаев (при отсутствии церкви, низком возрасте или сравнительно близком родстве, не допускаемых церковными установлениями, если в церкви был покойник и т.п.) допускалось венчание у тонира. В этом случае в его верхней части воз­жигались восковые свечи, жених и невеста трижды обходили вокруг, затем, встав по обе стороны от него, опускались на колени и целовали его края. Венчание у очага в народном сознании расценивалось даже выше церковного.
Свадебный, поезд. Впереди свадебной процессии в сопровождении музы­кантов шел жених с кавором по правой и «братом жениха» по левой стороне, причем оба они держали в руках свечи. За женихом шла невеста со своими свадебными «братом» и «сестрой». Один из них держал у груди невесты по­дол платья жениха или привязанный к его поясу платок, чтобы «никто не мог пробежать между ними и лишить жениха мужской силы. Группу жениха и невесты окружали дружки со свечами в руках. По дороге шествие сопровождалось песнями, плясками, выкриками, возгласами, стрельбой в воздух и пр. Все это делалось не просто ради развлечения. Счи­талось, что подобным шумом отгоняли злых духов, которые могли «лишить» новобрачных способности деторождения. Дружки также строго следили, что­бы никто из зависти или злости не кинул камня и тем самым не лишил обряд венчания его силы. В церкви перед алтарем во время его совершения кавор держал над головами брачующихся перекрещенные меч и ножны. По окон­чании обряда священник повязывал жениху и невесте на шею или на рукав narot - шнур, свитый из зеленой и красной ниток, и скреплял его воском от своей свечи.
Из церкви новобрачные шли либо рядом, либо невеста немного отставала от жениха, держась за полу его платья. Рядом с ними шли с одной стороны кавор, с другой - «сестра невесты». Свадебная процессия возвращалась в том же порядке, но по другому пути, чтобы злые духи не могли ее подкараулить. По пути шествия из домов родственников выносили на улицу угощение: тем самым вся родня участвовала в свадебном торжестве. После венчания в Западной Армении из церкви обычно направлялись прямо в дом жениха, в большинстве же районов Восточной Армении возвращались в дом родителей невесты.
Застолье в доме невесты. Свадебное застолье длилось несколько часов. Молодой не должен был садиться за стол и притрагиваться к еде до тех пор, пока не получал от родителей жены bernabac 'uk - подарок «за открытие рта». После тостов за память покойных, затем за счастье молодых, их родителей и родственников с обеих сторон начинались песни, пляски и игры в доме и во дворе, шумные и веселые состязания жениха и дружек в борьбе на меткость, которые, утратив свое былое испытательное назначение обрядов инициаций, длительное время сохранялись как развлекательно-игровые моменты тради­ционной армянской свадьбы.
После ухода гостей возобновлялось веселье жениха с дружками в кругу молодежи, а затем в присутствии близких и дружек выставлялось приданое невесты. Барабанщик показывал каждую вещь отдельно, и присутствующие одобрительными возгласами желали всяческих благ родителям невесты. Вновь жених, кавор и «брат жениха» оставались в доме невесты на ночь.
Прощание невесты с родительским домом. В воскресенье утром родите­ли жениха с близкими родственниками отправлялись «получать» невесту из дома ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и со словами: «Пере­даю тебе добро, пользуйся им на счастье» передавал отцу жениха, который давал обещание беречь ее «как свет своих очей». Молодая целовала руку отцу и матери, молодой - всем ее родным. Проводы невесты из отчего дома сопро­вождались распевными причитаниями невесты и ее матери, а также многих из присутствующих женщин. Вывод невесты сопровождался традиционным музыкальным наигрышем. В старину при про­щании с очагом молодые, трижды обойдя вокруг него, целовали его края, а иногда брали из него щепотку золы. При выходе участников свадебного торжества из дома невесты один из ее родственников, обычно младший брат, держа дверь, преграждал им дорогу, пока не получал от кавора выкуп, что сохраняется и поныне.
Перевоз невесты в дом жениха. После этого свадебный поезд, с музыкой, направлялся в дом жениха. В середине XIX в. в дом жениха новобрачные еха­ли верхом на лошадях, нередко и вся процессия была конной и сопровожда­лась джигитовкой, стрельбой в воздух и пр. Впереди, чаще всего на лошади, везли приданое. Сверху сажали мальчика, которого сторона жениха одарива­ла небольшим подарком или монетами. Опережая свадебный поезд, к дому жениха спешил вестник - alves (букв. «лиса»), оповещая о его приближении, за что получал от матери жениха курицу.
Встреча новобрачных у дома жениха. При приближении свадебного по­езда во дворе дома жениха начиналась шуточная борьба - kox его родителей между собой. По обычаю должна была «победить» мать.
Перед вступлением новобрачных в дом жениха с крыши на их голову сыпали сладости, сушеные фрукты, конфеты, мелкие монеты и т.д., чтобы жизнь их была сладкой либо зерно, чтобы они были «плодовиты», исполня­лась традиционная песнепляска с перечислением, в шутливой форме, всего того, что ждет сверковь с приходом невестки. Мать жениха, приплясывая, встречала новобрачных с лавашем в руках, который перекидывала им че­рез плечи. Нередко перед новобрачной ставили горшок с маслом, чтобы с ее приходом масла прибывало больше. Кинув в него несколько монет, она смазывала маслом косяк входной двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому и того, что теперь она будет послушна свекрови. Иногда на пороге у ног новобрачной закалывали жертвенного барана. Через порог дома она отказывалась переступить без откупа, пока свекровь ей что-нибудь не да­рила или не обещала подарить, а затем разбивала одним ударом положенную ей под ноги глиняную посуду (позднее тарелку). Вступив в дом, новобрач­ные прежде всего целовали края тонира, бросали в него золу, принесенную из дома невесты, что символически означало ее вступление в оджах семьи мужа. Невесту отводили за занавес и на колени ей сажали мальчика в знак пожелания первенца-сына. Она одаривала его небольшим подарком.
Пиршество в доме жениха. Во время пиршества новобрачным желали много счастья и долгой совместной жизни: по образному армянскому выра­жению, «состариться на одной подушке». Если свадьбу играли во время по­ста, то свадебное угощение составляли постные блюда (зерновые, различные пловы и т.п). Мужчин обносили вином, начиная с самых старших. К концу пира дхолчи просил священника благословить барабан, и начинался uanc' - «клич». Он громко вызывал всех, «кто любит этот дом», одарить новобрач­ных, начиная с кавора, а затем остальных присутствующих. Свадьба закан­чивалась благодарственным угощением дружек. Зурна и дхол возвещали с кровли об окончании свадьбы.
Брачное ложе. На второй день после свадьбы вечером являлся священник, снимал с жениха и невесты нарот, повязанный во время венчания в церкви; кавор держал над головами новобрачных крестообразно обнаженный меч с ножнами. Развязывался также узел нитки, окровавленной при заклании сва­дебного быка, открывался замок, освобождалось из ножен лезвие ножа или меча. Этим молодожены получали право взойти на брачное ложе - aragast. Постель стлала каворкин с «сестрой невесты». У постели ставили фрукты, мед, всевозможные сладости.
Целомудрие невесты. Отношение к целомудрию невесты всегда было очень строгим. Близкие родственницы, приходя утром с целью удостоверить­ся в этом, поздравляли молодую и дарили ей яблоко c воткнутыми в него серебряными монетами. Матери новобрачной посылали зарезанную кури­цу вместе с простыней с брачной постели и поздравлением. Сам этот об­ряд известен как Karmir xnjor - «красное яблоко» и сохранялся в быту армян, вплоть до середины прошлого века. Со временем наряду с красным яблоком, его символами стали также бутылка красного вина или коньяка, перевязанная красной лентой, набор шоколадных конфет в красной обертке, а также букет красных роз или гвоздик. «Красное яблоко» относили в дом родителей неве­сты жена кавора и двое-трое близких, замужних родственниц новобрачного. После отправки «красного яблока» возобновлялся пир Макаров. В этот день обычно готовили xas, в связи с чем он называется xasi or - днем хаша. Пир­шеством Макаров свадьба заканчивалась.
Послесвадебный цикл. Сорокодневие. Послесвадебный период начинал­ся сразу с сорокодневия - k‘arasunk‘. В течение 40 дней молодые считались «нечистыми», в связи с чем обязаны были соблюдать целый ряд запретов. Но­вобрачная не имела права показываться никому на глаза, прячась за занаве­сом; не должна была притрагиваться к посуде для приготовления пищи, мыть посуду, взбивать маслобойку во избежание их «осквернения» и т.д. Молодой муж, также будучи «нечистым», мог навлечь несчастье, потому не заходил в хлев, не участвовал в свадебных торжествах, не входил в дом к роженице и т.д. Обрядовое мытье головы невесты. В ряду традиционных послесвадеб- ных обрядов армян одним из главных является gluxlva (glxalva, gluxlvanek ‘) - обрядовое мытье головы невесты, совершаемое через неделю после свадьбы. Мать новобрачной вместе с близкими родственницами приносила с собой мыло, расческу, повседневную одежду дочери, печеные сладости. Во многих местах в этот день привозили приданое невесты.
Дарц. К числу послесвадебных обрядов относится и так называемый darc'- временное возвращение молодой в дом своих родителей. Дарц не имел строго установленных сроков, но чаще всего был приурочен к праздникам, в особенно­сти к Пасхе и Вербному Воскресенью, а также к рождению первенца.
Различался также срок, на который молодая оставалась в родительском доме, и он постепенно сокращался от одного месяца в первой половине про­шлого столетия до одной недели в наши дни.

Современная свадебная обрядность.

Современная свадебная обряд­ность армян представляет собой своеобразный синтез традиционной основы и ее многочисленных новаций.
Заключение брака. Заключение брака продолжает оставаться одним из не­зыблемых устоев современного армянского общества. По сравнению с про­шлым в новых условиях значительно расширились возможности знакомства молодежи. Однако безработица, трудовая миграция мужчин репродуктивно­го возраста, сложности приобретения собственного жилья, снижение обще­го жизненного уровня в республике приводят к тому, что нередко молодые люди не спешат обзаводиться семьей, стараясь в подобных ситуациях снача­ла «встать на ноги». Наблюдается тенденция повышения брачного возраста: от предпочтительных и наиболее распространенных 18-22 лет до 26-27 лет и старше.
Сватовство. Сохраняясь повсеместно, оно продолжает оставаться необ­ходимым и обязательным этапом заключения брака. При тяжелом материаль­ном положении, когда скромный бюджет семьи не позволяет сыграть обреме­нительную по своим расходам свадьбу, сватовство стало столь общественно значимым актом, что служит основанием для создания новой семьи.
Обручение. Обручение также продолжает сохраняться, но, учитывая реа­лии сегодняшнего дня, в ряде случаев его может и не быть или имеет место как бы объединение двух указанных этапов традиционного свадебного цик­ла, после чего играют свадьбу, что свидетельствует об определенных транс­формациях традиционной обрядности на современном этапе.
Сокращенные варианты свадебного ритуала. В наши дни, исходя из фи­нансовых трудностей, нередки случаи, особенно на селе, когда обходятся без свадебного торжества.
Если свадьбу не устраивают и невесту приводят сразу после обручения, то вскоре родители жениха обычно приглашают своих новых сватов-xnami. (родителей невесты и ее близких родственников) для более тесного знаком­ства породнившихся семей. В подобном случае имеет место так называемый облегченный или сокращенный вариант заключения брака.
Другим сокращенным вариантом свадебной обрядности является прак­тика женитьбы армянской молодежи из числа трудовых мигрантов или обос­новавшихся на постоянное жительство в РФ, странах СНГ, Европы и США. Решение этого вопроса становится для них важной проблемой, особенно учитывая предпочтительность мононациональных браков у армян. Поэтому нередко многие молодые люди с целью создания семьи специально на вре­мя возвращаются в Армению, для чего родственники заранее подыскивают невесту и весь традиционный свадебный ритуал проводится в сжатые сроки.
В сложных реалиях сегодняшнего времени нередко также имеют место случаи, когда во избежание обременительных расходов имитируют так назы­ваемое похищение невесты или вовсе обходятся без свадьбы. В современной армянской свадьбе прочно сплелись традиционные обычаи и элементы евро­пеизированного ритуала.
Современные модификации. В новых условиях и в соответствии с требо­ваниями времени и модных веяний значительная часть традиционных уста­новлений претерпела определенные изменения, нередко имеющие оттенок престижности. Среди наиболее характерных модификаций выделим следую­щие:
1. Место проведения торжества: в городской и, нередко, сельской среде свадьба организуется вне дома (по образному выражению, «снимают зал» - ресторан, Дом торжеств, специально обустроенное помещение и т.п.).
2. Свадебный наряд невесты: сшитое на заказ или приобретенное в совет­ские годы в салоне-магазине для новобрачных свадебное платье сменилось, особенно в городской среде, на пышный европейский наряд. Его, как пра­вило, не покупают, а берут напрокат в свадебных салонах, которые, будучи частными объектами, в настоящее время распространены в республике по­всеместно. В сельской местности, из материальных соображений, свадебный наряд бывает более скромным или же могут обойтись без него.
3. Оформление свадебного наряда: если еще недавно он со всеми пола­гающимися атрибутами (фата, нижнее белье, туфли, сумочка, парфюмерия, косметика), а также сладости, фрукты и прочее укладывались на специаль­ные подносы, обернутые целофаном и перевязанные красными лентами, то теперь получили распространение красочно оформленные (белыми рюшами, искусственными цветами) плетеные корзины с ручками, Примечательно, что каждая из них, также берущаяся напрокат, нередко имеет свою «специализа­цию»: для наряда невесты, для коньяка и конфет, для фруктов, для сувениров- благопожеланий - tarosik (от армянского «taros» в смысле передачи удачи), которые жених и невеста раздают холостым гостям - парням и девушкам - во время свадебного застолья, тем самым в символической форме выражая им пожелание скорейшего вступления в брак и т.д.
4. Угощение в доме невесты: в настоящее время вместо традиционного застолья в доме невесты организуют, особенно в городской среде, фуршет из изысканно оформленных закусок, печеного, сладостей, фруктов, напитков.
5. Музыкальное сопровождение свадьбы: в наши дни оно предпола­гает не только национальные мелодии, но и современные ритмы и танцы.

В городской среде нередко свадебное торжество начинается с танца ново­брачных (вальс, танго). В недавнем прошлом невесту вместе с женихом толь­ко в конце свадебного пира кавор и его жена выводили в круг пляшущих, при этом они держали в руках зажженные свечи.
6. Свадебное меню: значительно расширился ассортимент блюд за счет ранее нетрадиционных для салатов, закусок, горячих блюд, печеного и сла­достей. Наиболее показателен ставший непременным атрибутом многоярус­ный свадебный торт, первый кусок которого в конце свадебного пиршества совместно надрезают и съедают невеста с женихом.
7. Руководство свадебным застольем: традиционно исполняющего эту миссию кавора или почтенного представителя рода жениха теперь, в ряде случаев, особенно в городской среде, стал заменять специально нанятый для этого распорядитель - тамада.
8. Расходы на свадебное застолье: стороны жениха и невесты несут их каждая за своих гостей отдельно.
9. Новые свадебные персонажи: в свадебном торжестве, наряду с фото­графом, новым лицом стал видеооператор, нередко выступающий своеобраз­ным «распорядителем» всех обрядовых действий и т.д.
10. Состав свадебных подарков: наряду с традиционными золотыми укра­шениями (кольца, серьги и пр.), преподносимыми кавором и ближайшими родственниками, широкое распространение получила денежная форма по­дарка.
Традиционные обряды. В современной армянской свадьбе сохраняется необходимая степень допустимости родства, основные свадебные персона­жи: кавор и его жена, «дружка жениха», «сестра» и «брат» невесты целый ряд традиционных обрядов (одевания невесты и др.), а также магических действий при встрече новобрачных: набрасывание матерью жениха им на плечи лаваша, символическое «кормление» невестки медом, битье новобрач­ными тарелок на пороге дома, усаживание маленького мальчика на колени новобрачной; традиционный распорядок ведения свадебного стола и пр.
Сохраняются также послесвадебные глухлва и дарц, нередко как дань тра­диции - «красное яблоко». В ряде случаев еще встречается обычай повязы­вать жениху ускап или косбанд из красной и зеленой лент; готовить «древо» жениха; редко, в основном, в селе - обряд заклания сва­дебного быка.
Оформление брака. В традиционной армянской свадьбе брак обязательно освящался церковью. Традиция венчания была прервана на всем бывшем со­ветском пространстве еще в первые советские годы. Отдельные попытки его возрождения предпринимались в Армении еще с конца 1960-х. Однако лишь после установления независимости Рес­публики Армения церковное венчание с 1990-х годов стало восстанавливать утраченные позиции и получило распространение не только в городской, но и сельской среде. В наши дни церковное венчание вошло в свадебный ритуал, причем на свое традиционное место: в отличие от ЗАГСа, оно, как и раньше, совершается именно в день свадьбы. Во многих местах стало принятым по­сле выхода новобрачных из церкви осыпать их лепестками роз, а им выпус­кать в небо пару белых голубей.
В большинстве случаев церковное венчание, как и крещение, соверша­ется не из религиозных побуждений, а как дань национальной традиции, со­хранение и проявление своей армянской идентичности, даже несмотря на то,что венчание, с точки зрения государственного законодательства юридиче­ской силы не имеет. Оформление же брака в ЗАГСе как порождение советского законодательства не нашло своего должного места в традиционном свадебном ритуале. Не имея корней в традиционной обрядно­сти, с одной стороны, и при его директивном характере в бывшем СССР, с другой, ЗАГС у армян как бы вторичен по отношению к свадьбе. Поэтому и в советские годы, и в настоящее время регистрация брака откладывается на неопределенное время после свадьбы. Как правило, она бывает приурочена к рождению первенца и носит формальный характер. В данном случае важную рольиграет не регистрация брака, а факт признания отцовства. Церемония же торжественной регистрации в ЗАГСе в день свадьбы в постсоветский период практически утратила свои позиции и совершается довольно редко. При этом весьма примечательно, что даже в тех немногочисленных случаях, когда в этот торжественный день одновременно имеют место и венчание, и бракосо­четание, новобрачные, как правило, сначала направляются в церковь, а потом уже в ЗАГС. Немаловажную роль в подобном отношении к ЗАГСу играл и продолжает играть приоритет церковного венчания.
Свадебное путешествие. Не имея в прошлом традиционных корней, сва­дебное путешествие тем не менее в советские годы имело у армян популяр­ность и определенное распространение. Свое относительное развитие оно получило с середины 1960-х годов, причем сначала в городской среде. Тогда модным и престижным считалось поехать в Москву, Ленинград, Прибалтику и т.д. В те годы оно имело много приверженцев, особенно среди молодежи, и могло бы получить значительное распространение. Однако развал Союза, блокада Армении и ее сложное социально-экономическое положение стали объективным тормозом для возможности осуще­ствления подобных поездок.
В последние годы свадебное путешествие стало получать определенное оживление. Примечательно, что изменилась его география. В настоящее вре­мя молодожены предпочитают ездить в ставшие популярными у армян места отдыха в Греции, Египте, Турции, Грузии (Кобулети, Батуми) и здравницы Армении (Цахкадзор, Дилиджан и др.).
Следует подчеркнуть, что и в настоящее время при вступлении в брак у армян приоритетным продолжает оставаться свадебное торжество, неза­висимо от того, насколько широко (в форме пышной свадьбы) или скромно (упрощенный свадебный вариант) оно отмечается. Это не просто стремление красочно и торжественно отметить столь важное жизненное событие, зна­менательный повод собрать своих родных, родственников, друзей. И в наши дни у армян это - традиционный способ общественного оформления брака и закрепления брачного союза молодоженов.

Армянские музыкальные инструменты, которые вы можете заказать:
• духовые - зурна, дудук, най, шви, сулич, кавал, сринг, авагпог, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, паку, паркапзук.
• струнные (щипковые, смычковые) — канун, чогур, чагане, чогур, чагане, барбет, бамбир, ченг, сантун, ганун, тавих, каман, уд, кнар, джутак, вин, пандир, джнар, тар, саз, кеманча.
• ударные - дхол, дарбука, тмбук, дапп, цннга, давул.
• шумовые — кшоц.

Распространенный среди молодежи народный обычай устраивать во вре­мя праздника Трндез хоровод вокруг костра и прыгать через огонь, восходит к древнейшему празднику в честь Михра и заключает в себе представления о животворной силе солнца и огня. В христианскую эпоху праздник был трансформирован в Сретение господне. Название месяца февраль - mehekan (михрский), а также арм. mehean - «капище» восходят к имени Михр.
На праздниках Михра в Армении, по свидетельству Страбона, в дар сол­нечному богу приносилось в жертву огромное количество жеребцов. Автор «Анабасиса» Ксено­фонт сам отдал своего коня старшине одного из сел для приношения в жертву богу солнца. Из михрских святилищ из­вестно Багайаричское, где в эллинистическую эпоху была установлена статуя бога огня кузнеца Гефеста. Храм Михра в Гарни, воздвигнутый в I в. в летней резиденции армянских царей, до сих пор стоит над глубоким ущельем реки Азат.
Trndez I Sptiphq I Трндез - Светение Господне (13 февраля).

Мы занимаемся организацией и проведением армянской свадьбы и других праздников в Москве и других регионах России.

Поделиться в соцсетях

Яндекс.Метрика
Индекс цитирования

Обратный звонок

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Обратный звонок

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.