Skip to main content

Армянская свадьба. Сценарий, обряды, обычаи традиции армян.

Большинство традиций армянской свадьбы хоть и стерлось со временем, но основные все равно соблюдаются. По-прежнему жених готовит выкуп за невесту - дорогие подарки, сладости кладут в большие корзины. За одеяние главной героини торжества также полностью отвечает жених. Поэтому в огромных корзинах, которые на поднятых руках несут родственники и гости, найдётся всё: от свадебного платья и различных аксессуаров к нему вплоть до нижнего белья.

Невеста ждёт женской делегации со стороны будущего мужа, которая одевает её за закрытыми для гостей дверями. Этот процесс проходит под лозунгом «совершенно секретно», и пока невеста приводит себя в порядок - гости толпятся у ворот. Скучать им некогда. Ещё одна замечательная традиция армянской свадьбы - бесконечные танцы под живую национальную свадебную музыку.

А когда начинается самая весёлая и вкусная часть свадьбы - застолье, армянский стол просто ломится от всевозможных блюд. Это не только много мяса, различных приправ и сладостей. Обязателен лаваш с зеленью. Такое изобилие не радует только невесту. Из всех этих вкусностей ей нельзя съесть ни кусочка. По старому поверью, так молодая ограждает себя от порчи, которую могут навести, подсыпав зелье в еду. Поэтому во время всеобщего веселья невеста может только скромно сидеть за столом и улыбаться.

Танцевать ей тоже запрещается. Исполнить свой традиционный армянский танец девушка может только вечером, в конце застолья. Гостям в этот момент нужно дарить подарки, которые они приготовили заранее. Также есть замечательная традиция, которая существует вот уже несколько веков. После первой брачной ночи состоявшийся муж должен отправить тёще огромную корзину с красными яблоками. Эти яблоки символизируют непорочность и девственность невесты. (материал с сайта tili-testo.ru).

Армяне до сих пор, верно, берегут свои традиции. Поэтому армянские свадьбы являются неповторимыми и колоритными. Конечно, и в их традиции многое изменилось. Например, еще до недавнего времени будущую жену сыну выбирала мать, сейчас же молодые сами решают свою судьбу. Но эти изменения нельзя считать грубым отходом от традиции, а скорее попыткой идти в ногу со временем и определенной либерализацией отношений в семье.

Женятся армяне строго по старшинству. То есть обычай запрещал младшим жениться или выходить замуж раньше старших братьев или сестер. При выборе пары у армян действует целый ряд табу. Много из них сохранилось еще и до сих пор в виде правовых норм, церковных канонов или обычаев. Например, категорически запрещался брак между кровными родственниками до пятого или даже седьмого поколения. Также запрещалось жениться своякам. Например, не могло и быть речи о браке двух родных братьев с двумя родными сестрами. Непреодолимой преградой для брака были также некровные семейные отношения. Например, усыновленный семьей не имел право жениться на девушке из этого же рода, поскольку его считали таким же близким родственником, как и кровных братьев. Также запрещались браки между «молочными» братьями и сестрами. У армян очень большое значение имеет кумовство. Категорически было запрещено жениться не только на дочери или выходить замуж за сына крестных родителей, но и табу налагалось на бракосочетание их потомков. Кумовья часто считались еще более близкими родственниками, чем кровные, поскольку их соединяло духовное родство.

В канун армянской свадьбы происходит обязательный зрелищный ритуал сватовства. Во время этого обряда родственники жениха ближе знакомятся с будущей невесткой. Хотя обычно армяне отдают преимущество при выборе пары односельчанам или девушке из соседнего поселения, бывает, что семьи вместе видятся впервые. Очень важно, чтобы семья невесты слыла хорошей, никто в ней не был запятнан, а еще лучше, чтобы кто-либо из авторитетных родственников жениха мог дать о ней хорошие рекомендации. Сосватать девушку из такой семьи считается большой честью. Также большой спрос имеют «невесты с дипломами». Если во время сватовства невеста понравилась семье жениха, и она сама дает согласие, да и родители не отрицают, то стороны договариваются об обручении, во время которой происходит вручение невесте «насандрека». Это, как правило, перстень или какая-то другая драгоценность, которая означает, что девушка отныне уже принадлежит к семье жениха.

У армян принято, что родители невесты не с первого раза соглашаются отдать девушку замуж, поэтому сватам придется приходить и во второй раз и в третий раз. В настоящий момент это уже сохранилось как ритуал. То есть уже есть определенные договоренность, но сватовство не состоялось, как дань традиции. Придя в дом родственников девушки, сваты начинают разговор о разных вещах, которые на первый взгляд и не имеют отношения к прямой цели их визита: о погоде, здоровье, урожае. По традиции о цели визита говорят несколько завуалировано: «Мы пришли, чтобы в вашем доме сорвать один цветок». После обручений оба роды становятся свояками - хнами - и должны во всем помогать друг другу, особенно в разных работах, например, в сборе урожая. Между ними происходит традиционный обмен подарками.(материал с сайта all4wedding.com)
Традиции армянской свадьбы

Кто хоть один раз был на армянской свадьбе, тот никогда не забудет этот уникальный праздник. Армянская свадьба - это целый ряд красивых традиционных обрядов, которые сохранились до наших дней.
Выбор невесты

Армянская свадьба (традиции)В былые времена невесту выбирали родители молодого человека, но главная инициатива исходила от его матери. Выбирая девушку, она совещалась с мужем и родственниками, стараясь собрать сведения о будущей невесте и ее семье. Особенно обращалось внимание на скромность будущей невесты, ее здоровье (нет ли в роду наследственных болезней), трудолюбие.

Присматривались и к характеру ее родителей, особенно матери, существовала поговорка - посмотри на мать, затем бери дочь в жены.

 

Посредница в армянской свадьбе

В наше время, подыскивая невесту, родители или близкие жениха стараются сделать так, чтобы он смог заранее увидеть девушку Выбрав невесту, родители жениха находили в своем окружении родственницу, которая знает семью девушки, и просили стать посредницей.

Посредница вела переговоры с матерью девушки, а также уговаривала ее получить согласие и отца на замужество.
Существовал такой обычай - для обеспечения успехов посредницы в переговорах, родители молодого человека вешали на столб возле своего дома шереп - большую ложку или расческу.

 

Сваты

Через несколько дней после переговоров посредницы с родителями невесты в дом девушки отправлялись сваты, заранее сообщив о своем визите. После приветствий сваты сообщали о цели своего прихода, но говорили не прямо, а в иносказательной форме, загадками, например:

Нам нужна зола из вашего очага, чтобы смешать ее с золой нашего очага
Мы пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену

Сговориться - "дать задаток"

Официальным сговором считался момент, когда родители девушки давали положительный ответ. Этот момент «закрепляли» каким-нибудь ценным подарком, главным образом золотым кольцом, что сохранилось и в наше время. После сговора родители жениха приглашали родителей невесты и назначали день обручения.
Обручение

В день обручения отец жениха, приглашал к себе родственников, священника, кавора, иногда музыкантов. Кавор – центральная фигура на любой армянской свадьбе, так называют посаженого отца, который становится и крестным отцом при рождении и крещении детей.

К этому дню отец жениха резал барана или теленка и родственники накрывался богатый стол. Собравшиеся угощались и желали благополучия предстоящему обручению.

Обручение - обряд очень торжественный, в нем принимало участие много народу, приглашалось много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе.

ншан - свадебный подарок армянской невестеСначала все приглашенные собирались в доме жениха. После небольшого угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправлялись в дом невесты. Взяв с собой ншан - обручальный подарок, как правило это золотое кольцо или цепочка, который отец жениха передавал сыну, и несколько больших украшенных подносов со сладостями, вином, коньяком и водкой, все направлялись к дому невесты для совершения обряда обручения.

К их приходу в доме невесты накрывался торжественный стол. Гости входили только после того как будет закончен обряд передачи ншана. Жена кавора - каворкин, приводила невесту, которая и брала из рук жениха ншан. Кавор наполнял бокалы, и все, поздравляя друг друга с обручением, пили до дна. Затем начиналось общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длилось около 4-5 часов.

После обручения оба семейства становились свойственниками, во всем помогали друг другу и обменивались подарками.

По окончании торжества отец жениха и кавор договаривались о дне свадьбы. От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки, чаще всего через месяц после обручения назначалась свадьба.

 

1-й день армянской свадьбы

Во время свадьбы повсюду были и сохраняются до сих пор определенные "действующие лица". Главную роль играли кавор и каворкин - посаженые отец и мать.

В назначенный день в доме жениха собирались гости с его стороны, а в доме невесты – гости с ее стороны, утром, одновременно в обоих домах начиналось веселье с танцами и пением. В доме жениха заранее заготавливалось свадебное мясо - гарсаник мисс, резался бык, хотя в последнее время об этом ритуале редко вспоминают, далеко не на каждой свадьбе есть возможность резать быка, так как это очень обременительный обряд, отнимающий много времени.

В современности этот ритуал ограничивается тем, что тот, кто должен резать быка и музыкант, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, и требуют выкуп. После этого ритуала, все садятся за стол, выбирают тамаду и веселятся до полуночи.

В дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. Молодой человек, который относит все это угощение, называется агвес – вестник.

 

2-й день армянской свадьбы

На второй день свадьбы, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора, где накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха.
Отец жениха помогал ему одеться в свадебный костюм, обязательной деталью которого был красный бант слева на груди, символизирующий непорочность.
Затем кавор брал с собой поднос с подарками и сладостями, а также свадебную одежду невесты и в сопровождении музыкантов все направлялись в дом невесты, где продолжалось всеобщее веселье.

В доме невесты жена кавора и остальные женщины удалялись в отдельную комнату, где с песнями облачали невесту в одежду, принесенную кавором.
Раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным, теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.

Кавор, жених, сестра невесты выводили ее к гостям, жених и невеста впервые вместе садились за общий стол. Через некоторое время кавор напоминал невесте, что ей пора уходить в дом жениха. При выходе участников свадьбы из дома невесты, им обычно преграждали дорогу, пока не получали выкуп или подарок.

Прежде чем молодым войти в дом, мать жениха укладывала на пороге дома под ноги каждому из молодых по тарелке, которые они должны разбить одним ударом ноги и первым полагалось это сделать жениху. Тарелки обязательно брались из дома невесты. Также мать жениха перекидывала по одному лавашу - армянский хлеб, через плечо невесты и жениха, а на их головы сыпала изюм, орехи, конфеты и мелкие монеты.

Затем невеста вместе с женихом садились за стол и веселье вновь возобновлялось и проходило в таком же порядке, как и при обручении, только приглашенных гораздо больше и стол обильнее. год вдовы. церковь и суеверияА свадебное пиршество продолжалось до поздней ночи, после чего гости расходились и оставались только близкие родственники.

Хотелось бы отметить: несмотря на то, что свадебное пиршество длилось много часов, ни один гость не должен находиться за свадебным столом очень долго. Это считалось неприличным. В течение часа или чуть больше гость принимал участие в торжестве, после чего прощался, еще раз поздравлял молодых и уходил. А на его место садился новый гость. Гости за свадебным столом постоянно менялись, что давало возможность побывать на свадьбе большому количеству гостей, ведь в армянских селениях на свадьбе бывают почти все живущие в округе.

 

3-й день армянской свадьбы

В этот день в доме жениха собирались кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь. Гостей угощали специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. На этом, собственно, и заканчивалась сама свадьба.

 

 Традиции и обряды армянской свадьбы на армянском языке

Հայկական ավանդական հարսանիք

Հին հայկական հարսանեկան ավանդույթները գալիս են դեռ ուրարտական ժամանակաշրջանից:

Ժամանակակից հայկական հարսանիքն ազատվել է շատ մանրամասներից, դարձել է ընտանիքի ստեղծման սովորական տոն ՝ պահպանելով որոշ ավանդույթներ ։ Ի հայտ են եկել մի շարք նոր արարողություններ, որոնք համապատասխանում են ժամանակակից կենսապայմաններին ու մտածողությանը:

«Խնամախոսություն» — Հարսնացու սովորաբար ընտրում էին իրենց տարածաշրջանից կամ հարևան գյուղից: Այդ առումով արժե մեջ բերել հին հայկական մի ասացվածք. «ավելի լավ է աղջկան տալ տեղացի հովվին, քան օտար թագավորին»:

«Խոսքկապը» համաձայնությունը ստանալուց հետո էր լինում:

«Նշանադրություն»

«Հղե կտրել» ամուսնացող կողմերը պայմանավորվում են հարսանիքի ժամկետի շուրջ:

«Հալավօրհներքի» ժամանակ օրհնվում էին հարսի ու փեսայի մատանիները:

«Բոյչափեքի» ծեսը. հարսնացուի հարսանեկան շորերը , քողը, կարմիր ոտնամանները փեսացուի կողմն էր պատրաստում ու տանում, ուստի հարսանիքին նախորդող օրերից մեկի ընթացքում տղայի տանն էին հավաքվում նրա բարեկամ կանայք և կատարում էին

«Շորձևքի»-ի ավանդույթը` հարսի շորը ձևելու արարողություն, երբ կանայք հարսանեկան զգեստը ձևելիս կտորից մի փոքր հատված կտրում էին և աղջիկներից յուրաքանչյուրին տալիս ինչ-որ մաս կարելու առաջադրանք:

«Ազբանստում» հարսանիքին նախորդող օրը փեսայի ամուրի ընկերների միջև աճուրդով որոշվում է ազապբաշին` մակարապետը: Այժմ փեսան պարզապես ընտրում է հարսանիքի մակարապետին:

«Հինա-տանենք» ազապները և ազապբաշին ընտրելուց կամ նշանակելուց հետո տեղի էր ունենում հինա-տանենքը, որը խորհուրդներով լի և բավականին գեղեցիկ ծես էր:
«Փեսացուի շնորհօրհնեք» փեսայի սափրման և թագադրման՝ բավականին գունեղ ծեսերը , որը հինա տանելուց անմիջապես հետո էր տեղի ունենում:

«Տաշտադրեքի» ծես՝ բուն արարողությունից երկու օր առաջ փեսացուի տանը հարսանիքի հացն էին թխում:

«Նաղարազուռնայով հարսանիքը անցկացնելու թույլտվություն», երբ փեսացուի ազգականներից մեկը սգավոր էր լինում, հայրը, մայրը պարտադիր գնում էր նրանց տուն և հարսանիքը նաղարազուռնայով անցկացնելու թույլտվություն էր խնդրում:

«Եզմորթեքի» ծեսը հաց թխելու հաջորդ առավոտյան էր տեղի ունենում. փեսացուի տնից մարդ էին ուղարկվում՝ բարեկամներին և ծանոթներին նույն օրվա երեկոյան հարսանիքին հրավիրվելու համար:

Նույն օրը փեսացուն իր մի քանի ընկերների հետ գնում էր գերեզմանատուն, իրենց հին ու նոր ննջեցյալների հոգուն արքայություն բարեմաղթում և վերադառնում:

2. ԱՎԱՆԴՈՒՅԹՆԵՐ ՈՒ ԳԵՂԵՑԻԿ ԾԵՍԵՐ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻ ԺԱՄԱՆԱԿ

Красивые традиции и обряды на свадьбе

«Հարսնառ» (հարսի հետևից ուղևորվող փեսայի կողմի պատվիրակության ծիսական երթ) գնալուց առաջ քավորի հետևից երաժիշտների ուղեկցությամբ պատվիրակություն է ուղարկվում:

Երբ հարսանքավորների մեծ մասը եկած էր լինում, մի ծերունի և մի խումբ երիտասարդներ, մի-մի վառած մեղրամոմ ձեռներին, նաղարազուռնայի և մի երկու շամլի (ջահ բռնողներ) առաջնորդությամբ գնում էին քավորին բերելու:

Քավորը կրում էր սպիտակ, կանաչ, կարմիր գույների ժապավեններով ուսկապ: Երբ նա նաղարայի դղրդոցով մտնում էր հարսանքատուն, բոլորը ոտքի էին կանգնում:

Հնում հարսանեկան մեքենաների թափորը չէր կարող բաղկացած չլինել «աղվեսից». որը պետք է նախապես լուր հասցներ հարսի ընտանիքին հարսնաքավորների գալու մասին: «Աղվեսին» թշնաբար էին դիմավորում, քանի որ նրա առաջադրանքներից մեկը հավանոցից հավ գողանալն էր: Հետագայում հավն ուղղակի նրան պարգևատրում էին` լուրը հասցնելու համար:

«Կոխ բռնելու» ավանդույթ՝ փեսայի ծնողների կամ ընտանիքի տարեցների միջև մենամարտ փեսայի տան բակում նորապսակներին դիմավորելու ժամանակ, որտեղ, որպես կանոն, հաղթում է կինը:

Հարսին «մեղրը հրամցնում» էին գդալի հակառակ կողմով, որ «լեզուն կարճ լինի»:

«Հարսանեկան երգեր ու պարերգեր» — թեմաները վերաբերել են փեսային ու հարսին, նրանց ծնողներին, ընկերներին ու ընկերուհիներին, ծեսի մյուս «դերակատարներին», պարզապես հանդիսականներին, հատուկ արարողություններին. լրջությամբ են առանձնանում փեսային ու նրա ծնողներին նվիրված «Մեր թագվորն էր խաչ» և «Գացեք բերեք թագվորամեր» երգերը, խոր հնությամբ են բուրում «Վարդ, զքե չըմ սիրի» հարսին գովերգող ու մխիթարող և «Դուն հալալ մերիկ» նրա հրաժեշտի երգերը, հատկապես հետաքրքրական են ծաղկոց երգերը, որ երգում են հարսնացուի մոտիկ ընկերուհիները, պսակի նախընթաց գիշերը մինչև լույս, նրան զուգելու, զարդարելու ժամանակ։

Երգերի հուզական տրամադրություններ— եղել է ջերմեռանդ աղոթքից ու ծանրաբարո բարեմաղթությունից մինչև սրամիտ կատակը, խորունկ վշտից (հարսի՝ հորական տնից բաժանվելու կապակցությամբ) մինչև անկաշառ ուրախությունն ու խրախճանքը։

3. ԾԵՍԵՐԸ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻՑ ՀԵՏՈ

«Գլուխլվա» որպես հարսանյաց վերջին ծես նշվում է հաջորդ շաբաթ օրը, երբ աղջկա մորն ու մի քանի բարեկամուհիների հրավիրում էին գլուխլվայի:

«Օժիտի արարողություն» կատարվում է հրապարակային, իսկ օժիտը բաղկացած էր անկողնուց , զգեստների մեծ հավաքածուից, ինչպես նաև կենցաղային այլ իրերից ու կահույքից

 

4. ՊԱՀՊԱՆՎԱԾ ԾԵՍԵՐ

«Հարսի կոշիկի մի զույգի գողություն» հարսի ազգականներից մեկն է անում , որը, իհարկե, վերադարձվում է երկար բանակցությունների արդյունքում մի կլորիկ գումար ստանալուց հետո:

«Դուռ բռնելը», երբ հարսի տան դռան մոտ հարսի եղբայրը սրով պահում է դուռը` խոչընդոտելով քրոջ`տնից դուրս հանելը:

Շեմի ծեսերի մասն են կազմում նաև նորապսակների ուսերին լավաշ գցելը, մեղր հյուրասիրելը, նրանց գլխին ցորեն, քաղցրավենիք շաղ տալն ու ափսե կոտրելը:

 

5. ԾԵՍԵՐԻ ՆՇԱՆԱԿՈՒԹՅՈՒՆԸ

«Մատանիներ» , որոնք դրվում են փեսայի ու հարսի մատին, նրանց միության անքակտելիության նշանն են

«Վառվող մոմեր» հոգևոր ուրախության և աստվածատուր շնորհ:
«Թագերը» ողջախոհության նշան են, քանզի Պսակը սուրբ է:

«Գինի խմելը» նշանակում է, որ նրանք իրենց համատեղ կյանքի թե՛ ուրախությունները և թե՛ դառնությունները միասին պետք է կիսեն և ճաշակեն:

«Մեղրը» խորհրդանշում է կյանքի քաղցրությունը:

«Կոտրում են նաև ափսեներ», որպեսզի խափանվի չարը:

 

6. ՆՈՐԱՄՈՒԾՈՒԹՅՈՒՆ

Нововведения

Սպիտակ զգեստն ու ծաղկեփունջը
Շքախմբով, երաժշտության ուղեկցությամբ եկեղեցի մտնելը, որը բրիտանական հարսանիքից է վերցված:

Տարոսիկները. հարս ու փեսայից մյուսներին քաղցր բան փոխանցվելու գաղափարը եղել է հարսի գլխին գաթա կոտրելը, չորացրած մրգեր բաժանելը:

Հայկական ամուսնական արարողությունը քրիստոնեության ընդունման օրից չի կորցրել իր կրոնական, ավանդական և իմաստային ձևը:

Այն եզակի է իր սկզբունքի, բովանդակության և նշանակության մեջ:

 

Звоните ежедневно до 23:00

Пишите на Viber 24/7