Грузинские и русско-грузинские свадьбы и другие праздники
Грузи́ны (самоназвание — картвели, груз. ქართველები — картвелеби), — народ картвельской языковой семьи. Бо́льшая их часть сосредоточена внутри границ Грузии, также они проживают в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана. Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято 6 мая 319 года. Формирование грузинской народности началось в первых веках I тыс. до н. э. и завершился в основном в VI—X веках, при сохранении консервации в отдельных горных районах местных особенностей вплоть до 2 пол. XIX века.
Грузины, проживающие в современной России, являются крупнейшей грузинской диаспорой в мире. По переписи 2002 года в Российской Федерации было зафиксировано максимальноe количество грузин в её современных границах — 200 934 человека. Неофициальные оценки численности грузин в России превышают данные переписи в 4 раза.
Свадебный грузинский обряд состоит из различных этапов и обычно растягивается на несколько дней. Свадьба в грузинском стиле традиционно включает: сватовство; обряд обручения; церемонию выкупа невесты; знакомство невесты в новым домом; собственно свадебное торжество.
Свадьба – событие особой важности и значимости, но захватывающим торжество будет только в том случае, если во время подготовки к нему и при его праздновании соблюдаются все существующие обычаи народа, к которому принадлежат жених и невеста. Грузинская свадьба не является исключением, скорее наоборот, этот праздник –яркое подтверждение тому, насколько важны и почитаемы традиции предков. Если в прежние времена в брак вступали по предварительной договоренности родителей, то сегодня свадьба в Грузии – торжество в европейском стиле. Однако прежде чем юноша и девушка будут объявлены женихом и невестой обязательно пройдут сватовство, помолвка и обручение.
Организация и проведение грузинских свадеб и юбилеев в Москве со всеми традициями, обычаями и обрядами грузинского народа, если жених или невеста грузины с танцами, музыкой и песнями на грузинском языке
В горных селах девушки выходили замуж в 18— 19 лет, юноши женились в 20—25. В Хевсурети, например, не были редкостью браки и в 30—35 лет. Наоборот, в равнинно-предгорных селах девушки вступали в брак в 13—14 лет, а юноши — в 16—17 лет.
В конце XIX в. в Грузии были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога или выкупа и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство, смотрины невесты, обручение и собственно свадьбу. Для сватовства обычно привлекались близкие родственники, а в равнинно-предгорных селах часто и профессиональные сваты. Обряд обручения считался центральным, так как после него жених нередко оставался в доме невесты на правах супруга. Между обручением и свадьбой могло проходить от нескольких недель до нескольких лет. Основное застолье устраивали в доме жениха, и продолжалось оно несколько дней, причем мужчины и женщины угощались в разных помещениях.
Свадебный обряд абхазов имел отличительные черты. Важным условием заключения брака был выкуп, который состоял из скота и частично из денег. Свадьбы продолжались несколько дней подряд и отличались многолюдьем; их непременной принадлежностью были скачки и джигитовки, устраивавшиеся в честь молодых. Но самих молодых на свадьбе не было. Невесту сразу по прибытии в дом жениха помещали в амхару — специально выстроенный брачный домик. Жених должен был скрываться у кого- либо из соседей. После свадьбы от двух- трех недель до года новобрачная продолжала жить в амхаре. Муж посещал ее только тайком. По истечении установленного обычаем срока пребывания в амхаре совершался обряд ввода невестки в «большой дом». В доме мужа невестка получала новое имя, а старое сохранялось лишь в кругу ее родственников.
За годы Советской власти в семейном быту народов Грузии произошли существенные изменения. Другими стали имущественно-правовые взаимоотношения членов семьи, семейная обрядность. Однако в свадебных и погребальных ритуалах до сих пор сохраняются некоторые традиционные моменты (например, у абхазов обычай скрывания жениха и невесты, не принимающих участия в своей свадьбе, поминальные застолья, оплакивание, сроки траура).
Разнообразные обряды были характерны не только для семейного быта. Ими была насыщена также вся праздничная жизнь народов Грузии, включавшая как светские, так и религиозные праздники. Торжественно отмечалось наступление Нового года (1 января), рождества (25 декабря), пасхи и др. В эти дни устраивали веселые пиршества, танцы, спортивные состязания. В феврале — марте грузины праздновали кееноба-берика- оба. Юноши рядились в шуточные костюмы «царя» и «царицы», других персонажей, в звериные шкуры, вооружались палками и кинжалами. Ряженые ходили по селу, играли на музыкальных инструментах, плясали, пели. Хозяева по традиции награждали ряженых всевозможной снедью — орехами, яйцами, сладостями. Весной праздновали пасху, в ритуалах которой отразились древнейшие представления об умирающей и воскресающей природе. 14 сентября, когда в основном заканчивался сбор винограда, в местечке Ала-верди (Восточная Грузия) отмечался праздник Алавердоба. К этому дню сюда съезжались грузины из Кахети, Картли, Тушети, Хевсурети, а также армяне, азербайджанцы, дагестанцы, осетины, чеченцы. Во время праздника, длившегося несколько дней, происходили различные игры, джигитовка, исполнялись песни и танцы. Большой популярностью у южных осетин пользовались праздники, отмечавшиеся в честь разных божеств. Например, у святилища Джеры дзуар в конце августа и 10 ноября в день св. Георгия собиралось много осетин и грузин; приносились жертвы богам, устраивалась праздничная трапеза. Широко распространенным явлением дореволюционного абхазского сельского быта были фамильные моления. Они включали языческие обряды, посвященные божественному покровителю данной фамилии, а также разнообразные развлечения и спортивные состязания: танцы, игру в мяч, стрельбу в цель, джигитовку и т. п. В наши дни традиции праздничного быта в известной мере сохраняются. Например, праздник ртвели, отмечавшийся по окончании сбора винограда, и ныне пользуется большой популярностью среди виноградарей. 14 октября, по окончании сельскохозяйственных работ, у стен древней столицы Грузии Мцхета проводится Мцхетоба. В этот день здесь устраивается веселое гулянье с богатством и разнообразием жанров. Грузинский национальный фольклор включает трудовые, обрядовые, героические, застольные песни, песни-плачи, исполнявшиеся часто под аккомпанемент народных музыкальных инструментов — пандури, чонгури, гудаствири, чунири. Каждая этнографическая и локальная группа внесла свой вклад в сокровищницу общегрузинского фольклора. Так, героическими песнями, исполняемыми на свадьбах, в ритуальных празднествах, славятся горные районы — Хевсурети, Хеви, Мтиулети, Сванети. Другой фольклорный жанр — любовная лирика — более широко представлен в районах Кахети и Картли. Богаты эпические жанры грузинского фольклора: эпос об Амирани, романтическая повесть «Этериани» и др. В 70-х годах зародился новый яркий, красочный, подлинно народный праздник жителей столицы Грузии — Тбилисоба, который отмечается в октябре.