Skip to main content

Традиции чувашской свадьбы. Главный обычай для молодожен чувашов

Предки нынешних чувашей самыми значимыми событиями в жизни считали рождение, женитьбу и смерть. Обычаи, которые сопровождают эти важные события, называются обрядами перехода. Считается, что при рождении и при уходе из жизни, человек просто совершает некий переход в другой мир. А свадьба – это событие, которое в корне меняет положение человека в обществе и образ его жизни, знаменует переход в иную социальную группу. Для человека чувашской национальности считается большим грехом и вообще несчастьем умереть, не выйдя замуж или не женившись. Целью жизни каждого человека считалось создание семьи и продолжение рода, воспитание потомства. Придя в этот мир, каждый человек должен оставить на этой земле свой след, свое продолжение. Продолжение по верованиям чувашей в их детях. По обычаям детей положено не только родить, но и научить всему, что сам умеешь и тому, чему тебя твои родители научили.

Ученые отмечают в чувашской национальной традиции заботу не столько о самом себе, сколько о своей семье, ее благополучии, упрочнении позиций своего рода. Таким образом они считали, что держали ответ перед предками и держали его достойно, если род с поколениями возвышался. Национальная особенность чувашей в том, что они заботятся не о приготовлении к жизни будущей, а об улучшении позиции своего рода. Ради этого было все.

Выбор невесты и знакомство с женихом

Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.

У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка. Выбор невесты и знакомство с женихом. Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях. Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос. Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение. Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.

В чувашской традиции было принято считать, что чем больше возраст невесты, тем она более ценна, так как больше умела и имела, как правило, более богатое приданое. Приданое чувашским невестам начинали готовить с детства.

Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.

До свадьбы

Когда выбор невесты был сделан, родители желали познакомиться с семьей невесты, и следовало устроить предварительный сговор. Для этого в дом к невесте отсылались сваты из числа близких родственников или хороших знакомых.

Сваты шли в дом невесты с подарками и кнутом, а вести себя было положено не как обычно. Например, кто-то из сватов мог усесться в середине дома и завести речь о покупке. Родители невесты, конечно, понимали о чем речь и поддерживали разговор, делая вид, что ничего не продают. Тогда сваты просили пригласить к разговору дочь. В завершении разговора, если сватовство прошло удачно, то сваты в доме невесты оставляли кнут. Спустя несколько дней происходило окончательное сватание. В дом к невесте приезжали родители и близкие родственники от юноши, привозили гостинцы с продуктами. С другой стороны тоже собирались родственники, чаще старшие члены рода.

Перед тем как сесть за стол, было принято приоткрыть дверь и помолиться, держа кусочек хлеба и сыра в руках. Затем начинался праздник с песнями и весельем. Невеста одаривала будущую родню подарками. Это были и полотенца, и рубахи, а еще угощала пивом.

Гости, опустошив ковш пива, клали в него несколько монет. Сваты договаривались о дне свадебного торжества и размере калыма, а также приданом.

Незадолго до свадьбы, родители жениха снова приходили к родителям невесты, чтобы окончательно решить вопрос о дне свадьбы.

- Свадебное застолье устраивалось во дворе. Накрывали стол, устанавливали скамейки.

- Калым мог состоять из денег, продуктов для свадьбы, шкур для пошива шуб и прочего.

- Приданое состояло из различной одежды, платков, полотенец, перин и подушек, сундуков, мелкого и крупного домашнего скота.

Выбирался своеобразный тамада. Он был из числа близких родственников. Это чаще всего был мужчина добряк, весельчак, балагур, хорошо помнящий все обычаи свадебного ритуала. Он к тому же вел и переговоры с родителями. Его называли – старший дружка. У него был помощник – младший дружка. Он выбирался из числа молодых родственников жениха. В его обязанности входило вести переговоры со свитой невесты, а также он был запевала и коновод в свадебном поезде.

Подготовка к свадьбе

Для обоих родов и обеих деревень свадьба была грандиозным событием. В каждой деревне могли быть свои отличия. Чувашская свадьба начиналась практически в одно время и в доме жениха и в доме невесты.

Позже обе свадьбы объединялись в одну, когда приезжал жених. Свадьба происходила в доме невесты. А когда жених забирал ее в свой дом, свадьба продолжалась в доме жениха. Там же в итоге и завершалась. Длилась чувашская свадьба от нескольких дней до недели. У чувашей принято перед важными торжествами устраивать баню, мыться и одеваться в красивые одежды с нарядными головными уборами и украшениями. Из числа родственников выбирали специальных людей, которые организовывали все мероприятия свадьбы, а так же выполняли особые поручения. С обеих сторон выбирался руководитель свадьбы. Чувашского жениха сопровождали многочисленные друзья и родственники из числа молодых парней. Среди них и выбирали младшего дружку. На него возлагалась обязанность носить большую сумку для гостинцев.

Невесту сопровождали подруги, а также неженатые родственники из числа молодых парней. Обязательно приглашали крестных отца и мать, а также музыкантов. Чувашская свадьба, как и любой праздник, сопровождалась большим весельем с песнями и плясками. Начиналась свадьба в доме невесты. В назначенный день собирались гости, несли с собой угощение, старшие члены семьи читали молитвы о счастье молодой семьи и всяком ее благополучии. Невеста совершала приготовления к свадьбе с помощью подруг в клети. Клеть — это небольшая каменная постройка на территории двора рядом с основным домом.

Свадебный наряд чувашской невесты содержал богато вышитое платье, тухъю, украшения из серебра, кольца, браслеты. На ноги надевали кожаные ботинки, а на лицо накидывали покрывало.

По обычаю невеста во время одевания должны петь грустные песни. Иногда грустные песнопения невесты сменялись более веселыми песнями подруг. Нарядив невесту, подруги вводили ее в дом.

Молодая невеста кланялась родителям, а они ее благословляли. Затем невеста в сопровождении родных и подруг отправлялась в гости к родственникам.

Родня ее встречала и усаживала всю свиту за стол. Было принято петь песни и плясать, напутствовать невесту торжественно и прощаться с ней.

Таким образом, невеста со своей свитой на протяжении 2-3 дней обходила всю свою деревню и даже посещала родственников из соседних деревень.

Начало свадебных торжеств в доме жениха

Тем временем в доме жениха женщины уже готовили богатое застолье и тоже читали молитвы. Жениха наряжали в красивую белую рубаху с вышивкой, на голову надевали высокую шапку, в центре которой спереди пришивали серебряную монету.

Ноги жениха обували в сапоги, а на руки надевали кожаные перчатки, с прикрепленным к мизинцу платочком. В руки жениху давали держать плетеную нагайку. По традиции подчеркнуто своеобразно должны быть одеты и друзья жениха. Нарядные рубахи, фартуки, бусы, сабли и луки со стрелами (в более поздние годы – оружие). Попросив разрешения у родителей ехать за молодой невестой и получив их благословение, жених отправлялся в дом невесты. Когда жених забирал невесту из родительского дома, их свадебный поезд сопровождали родственники невесты и ее подруги до самого конца деревни. А выезжая из деревни невесты, жених должен был три раза ударить невесту, тем самым прогоняя злых духов, которые могли перейти в его деревню.

Встреча невесты

Молодых встречали около ворот дома и разбивали сырое яйцо. Под ноги невесте клали белую войлочную ткань, а потом жених должен был на руках занести невесту в свой дом. Суть традиции в том, чтобы пока еще чужой для этой семьи человек не оставил следов на земле этого дома.

В доме следовал обряд под названием «Инке салми». Жениха и невесту ставили у печки, накрывали войлочной тканью, в руки жениху давали маленькие вилы с наколотыми на них несколькими штучками салмы. Танцуя, парень должен был несколько раз подходить к невесте и подносить ей салму. На войлок в это время положено было плескать бульон. Обряд этот носил символику общей еды молодоженов. У многих народов считалось, что общая еда делала жениха и невесту родственниками. После этого ритуала с невесты снимали войлочную ткань покрывало. Невеста начинала дарить подарки своим новым родственникам. Это были полотенца, рубахи. Далее, молодых жениха и невесту закрывали в клети с пожеланиями большого потомства.

Большим грехом в чувашской общине считалось вступление в половую связь до брака. Потеря невинности до брака осуждалась чувашским обществом. Но среди чувашей не принято было грубых форм осмеяния девушек даже за это.

Заключительным свадебным обрядом был обряд с водой, принятый у многих народов. Ходили на родник: невеста, женщины-родственницы, молодежь. В воду нужно было бросить монетки, прочитать молитву и трижды набрать ведро воды и три раза его опрокинуть. В четвертый раз набрав ведро воды, нужно было отнести его в дом и сварить из этой воды суп. После того, как молодая невеста сварила суп и накормила новую родню, принято было считать, что она вошла в род мужа. После завершения этого обряда гости гуляли еще пару дней и затем расходились.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы новые родственники должны были ездить в гости друг к другу. В одно из таких посещений молодой семье отдавали остатки приданого: коров, пчел, овец и т.д. Считалось, что петь и плясать молодожёнам разрешалось после 40 дня со дня свадьбы.

Звоните ежедневно до 23:00

Пишите на Viber 24/7